Минфин РФ - ОСАГО, навязывание дополнительных страховых услуг


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

ОТВЕТ
МИНФИНА РОССИИ ПО ВОПРОСУ ОТКАЗА СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОРЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И НАВЯЗЫВАНИЯ СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ УСЛУГ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТАКИХ ДОГОВОРОВ


В связи с участившимися обращениями граждан, поступающими на рассмотрение в Министерство финансов Российской Федерации и связанными с вопросами отказа страховых организаций заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств или заключения таких договоров с приобретением дополнительных страховых услуг, Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым пояснить следующее.


Согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при неисполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.


Учитывая, что Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) установлена обязанность владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств, а также принимая во внимание положения статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца восьмого статьи 1 Федерального закона N 40-ФЗ, в соответствии с которыми договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) признается публичным, страховая организация обязана оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие услуги не допускается.


При этом пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" определено, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).


Таким образом, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).


В то же время на основании пункта 5 статьи 4 Федерального закона N 40-ФЗ владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.


Вместе с тем, согласно пункту 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 (далее - Правила обязательного страхования), владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование. При этом страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с Правилами обязательного страхования (перечень необходимых для представления страховщику документов установлен пунктом 15 Правил обязательного страхования).


Следовательно, в соответствии с пунктом 14 Правил обязательного страхования и статьей 435 ГК РФ страхователь вправе направить выбранному им страховщику соответствующее заявление о заключении договора обязательного страхования (предложение-оферту) по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2009 г. N 67н, с приложением всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 15 Правил обязательного страхования.


Указанное предложение-оферта может быть отправлено посредством ФГУП "Почта России" на почтовый адрес страховщика, указанный в страховом полисе обязательного страхования, с уведомлением о вручении почтового отправления. Данное уведомление о вручении будет являться доказательством получения страховщиком направленного страхователем предложения-оферты.


Также согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.


В случае ненаправления страховщиком страхователю в тридцатидневный срок извещения об акцепте, либо направления извещения об отказе от акцепта, либо об акцепте предложения-оферты на иных условиях страхователь вправе обратиться с соответствующей претензией и приложенными к ней копиями документов, подтверждающими переписку со страховыми организациями и свидетельствующими о признаках нарушения законодательства Российской Федерации, в Центральный банк Российской Федерации, расположенный по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, Федеральную антимонопольную службу, расположенную по адресу: 123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Садовая-Кудринская, 11, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, расположенную по адресу: 127994, г. Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5 - 7, а также в суд для защиты своих прав и интересов.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Оставить комментарий

Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 февраля 1994 г. N 497)

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 31 января 1994 г. N 1-369-18

В связи с возникающими вопросами о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, Министерство разъясняет.

1. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию <*> из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года <**> (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) <***> производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 - 104 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 г. <****>

В случае, если в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии).

Курс валюты публикуется в "Российской газете".

При переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Пример 1.

Гражданин Н. прибыл на жительство в Россию из Таджикистана. Пенсия на территории Таджикистана выплачена по 31 марта 1993 года. 20 ноября 1993 года Н. зарегистрирован по месту жительства на территории России. 21 ноября 1993 года обратился за назначением пенсии.

Пенсия при изложенных обстоятельствах назначается с 1 мая 1993 года.

Пример 2.

Гражданин К. прибыл на жительство в Россию из Казахстана. Пенсия на территории Казахстана выплачена по 31 января 1994 года. 10 октября 1993 года К. зарегистрирован по месту жительства на территории России. 15 октября 1993 года обратился за назначением пенсии.

Пенсия при изложенных обстоятельствах назначается с 1 февраля 1994 года.

Пример 3.

Гражданин П. прибыл на жительство в Россию из Беларуси. Пенсия на территории Беларуси выплачена по 31 января 1993 года. 20 июля 1993 года П. зарегистрирован по месту жительства на территории России. 21 ноября 1993 года обратился за назначением пенсии.

Пенсия при изложенных обстоятельствах назначается с 1 февраля 1993 года.

2. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года (Азербайджанская Республика, Республика Молдова), а также Республики Грузия, Литовской Республики, Эстонской Республики, Латвийской Республики), <*****> производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
---------------------
<*> В дальнейшем именуется Россия.
<**> В дальнейшем именуется Соглашение от 13.03.1992 года.
<***> В дальнейшем именуются государства - участники Соглашения от 13.03.1992 года.
<****> В дальнейшем именуется Закон РСФСР от 20.11.90 г.
<*****> В дальнейшем именуются государства, не являющиеся участниками Соглашения от 13.03.1992 года.

При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от 20.11.90г.

Исчисление пенсий производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 - 104 Закона РСФСР от 20.11.90 г. (при условии представления сведений о заработной плате в рублях) и ст. 105 Закона РСФСР от 20.11.90 г. (при условии представления сведений о заработной плате в иностранной валюте).

При переселении в Россию гражданина, получавшего пенсию на территории одного из государств, не являющихся участником Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается со сроков, установленных законодательством России, но не ранее месяца прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.

Пример 1.

Гражданин В. прибыл на жительство в Россию из Литвы. Пенсия в Литве выплачена по 31 января 1994 года. 1 октября 1993 года В. прописался на территории России. 20 октября 1993 года обратился за назначением пенсии.

В изложенной ситуации пенсия должна быть назначена с 1 февраля 1994 года.

Документы, выданные в надлежащем порядке в государствах, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, принимаются без легализации.

3. Документы, выданные на иностранных языках в государствах, указанных в п. п. 1 и 2 настоящего письма, принимаются для назначения пенсии при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

4. При определении сроков назначения пенсии гражданам, прибывшим на жительство в Россию из государств, указанных в п. п. 1 и 2 настоящего письма, необходимо истребование сведений о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.

5. Порядок пенсионного обеспечения, изложенный в настоящем письме, распространяется на граждан, постоянно проживающих (зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке) на территории России или признанных в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами.

6. Настоящее письмо вводится в действие с 16 декабря 1993 года - в отношении сроков назначения пенсии по п. 1 настоящего письма, и со дня издания настоящего письма - в отношении сроков назначения пенсии по п. 2 настоящего письма.

7. В связи с изданием настоящего письма не руководствоваться последним предложением абзаца 1 и первым предложением абзаца 3 пункта 2 Указаний Минсоцзащиты России от 29 октября 1992 года N 1-91-У, а также пунктом 3 Указаний Минсоцзащиты России от 29 октября 1992 года N 1-91-У.


Заместитель Министра
Ю.З.ЛЮБЛИН


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Оставить комментарий

Прыг: 01 02 03 04