Здравствуйте уважаемые читатели!
Это моя первая статья. В этом коротком предисловии хочу пояснить, что одна из главных задач моих публикаций - простое, доходчивое изложение, анализ, обсуждение….. различных ситуаций в сфере юридическо-правовых аспектов нашей жизни и деятельности.
Я буду стараться говорить на юридические и «околоюридические» темы обычным разговорным языком, которым мы пользуемся в обиходе.
Итак.
Поводом написания данной статьи послужило то, что практически на всех страницах интернета (за очень-очень-очень редким исключением) господствует одна ошибочная точка зрения по важному для очень многих вопросу.
Ошибка эта содержится в многочисленных консультациях юристов различного рода; разъяснениях ответственных лиц – представителей государственных и муниципальных учреждений; в сообщения на форумах и даже в рефератах….
Дело в следующем…
Ко мне как к адвокату обратились с вопросом: правомерны ли действия чиновников Пенсионного фонда, которые не включают в «педагогический» стаж, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы с 1991г. по 1993г. на территории Латвии, ввиду отсутствия между Латвией и Россией соглашения по данному вопросу.
Сразу оговорюсь, что под «педагогическим стажем» я понимаю педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, которая подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Здесь и далее я буду использовать подобные упрощения, чтобы не нарушать ясность и простоту изложения.
И ещё: будем считать, что обратившийся осуществлял педагогическую деятельность в соответствии со списком соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия.
Т.е. в этом плане всё находится в соответствии с пенсионным законодательством и не имеет нареканий со стороны чиновников Пенсионного фонда.
Чиновники Пенсионного фонда, не включая в педагогический стаж указанный период работ, руководствуются действующими в настоящее время Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 "О списках работ, профессий, должностей, …"
(Полное название всех используемых нормативных актов будет указано в приложении)
Согласно указанным документам работа за границей, засчитывается в стаж, если она осуществлялась в учреждениях Российской Федерации.
Исключение составляют государства – участники Соглашения от 13.03.92г. о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения.
Гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников данного Соглашения учитывается при назначении пенсии трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников этого Соглашения.
Гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения (Латвия, Литва, Эстония, Азербайджан, Грузия), учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР только до 1 декабря 1991 года (т.е.до распада СССР, который произошел в декабре 1991г.).
Педагогический стаж, приобретенный на территории бывшего СССР после этой даты, чиновники Пенсионного фонда отказываются учитывать, ссылаясь на ныне действующие вышеуказанные нормативные акты,
т.к. с декабря 1991г. Латвия и др. страны «неучастники» - это уже заграница и педагогический стаж, приобретённый на их территории, засчитывается только при работе в учреждениях РФ (например, учителем в школе при посольстве РФ).
Казалось бы всё логично и правильно.
Но есть одно «МАЛЕЬНЬКОЕ» уточнение, касающееся применения тех или иных нормативных актов, согласно которому
придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену приобретенного ими права по ранее действовавшему закону, ведёт к нарушению целого ряда статей Конституции РФ, что является недопустимым.
Об этом не в лишний раз НАПОМИНАЕТСЯ в постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 N 2-П,
а также в этом же постановлении Конституционный Суд РФ говорит о том, что
граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового законодательного регулирования, сохраняют эти права - в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения таких прав.
Применительно к нашему случаю:
допустим, что согласно законодательству РФ, действовавшему в период с 1991г. по 1993г., педагогическая деятельность на территории Латвии засчитывалась в педагогический стаж.
Далее в 1994г. (1995, 96, …и т.д не суть важно) вступают в силу новые законы, постановления и т.д…, согласно которым точно такая же деятельность при тех же самых условиях на территории Латвии перестаёт засчитываться в педагогический стаж в РФ.
Так вот применение этого нового законодательства к периоду с 1991г. по 1993г. противоречит Конституции РФ, т.е. нарушает наш основной закон.
В этом случае при начислении пенсии педагогическая деятельность в Латвии с 1991г. по 1993г. засчитывается в педагогический стаж, а начиная с 1994 (1995, 96, …и т.д) при тех же условиях уже не учитывается.
Спешу сообщить, что применяемые чиновниками Пенсионного фонда ныне действующие Федеральный закон "О трудовых пенсиях…" и Постановление Правительства РФ № 781 вступили в законную силу в 2002г.
Теперь давайте разберёмся с пенсионным законодательством 1991 – 1993гг.
Так, согласно Закону РСФСР от 20.11.90 № 340-1 “О государственных пенсиях в РСФСР” и Постановлению Совмина РСФСР № 463 от 06.09.91г. в педагогический стаж, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников образования, а так же
за другими педагогическими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", СОХРАНЯЮТСЯ.
Т.к. педагогическая деятельность в учреждениях Латвии и др. стран бывшего СССР не предусмотрена указанным Списком, то данные работники относятся к категории других педагогических работников, за которыми сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Как до введения Закона РСФСР в действие, так и во время его действие, имело законную силу на территории РФ Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Данным Постановлением Совмина СССР утверждено Положение "О порядке исчисления стажа...", согласно которому учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается работа по найму за границей по специальности и в соответствующих должностях.
Указанное Постановление Совмина имело законную юридическую силу, как во время существования СССР, так и во время переходного период распада СССР, когда Латвия вышла из его состава и не присоединилась к Соглашению от 13.03.92
А утратило силу на территории РФ только 01.10.1993г. в связи с изданием и вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.
Т.о. педагогический стаж, приобретенный на территории бывшего СССР в странах «неучастниках» Соглашения от 13.03.92 учитывался при назначении досрочной пенсии, по крайней мере, до 01.10.1993г.
Мало того, в связи с часто возникавшими в то время вопросами о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР, Минсоцзащиты РФ опубликовало письмо N 1-369-18 от 31.01.94 с разъяснениями.
Согласно данному письму при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года.
Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992г., после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от 20.11.90г.
А порядок таков: в случае, когда для назначения пенсии требуется определенный общий трудовой стаж, работа за границей включается в такой стаж при условии, если не менее 2/3 трудового стажа приходится на работу в СССР.
Какие могут быть ещё вопросы по поводу того, считать или не считать?..
Подведу итог для тех кто, может быть, ещё не догадался:
действия чиновников Пенсионного фонда неправомерны, нарушают Конституцию РФ и пенсионные права граждан;
периоды педагогической деятельности с 1991г. по 1993г. на территории стран бывшего СССР, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992г, подлежат включению в педагогический стаж, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Всем, кто столкнулся с подобными нарушениями, советую обращаться в районный суд с иском о признании права на досрочную пенсию. Вся необходимая нормативная база для этого указана в приложении.
А также позволю себе посоветовать быть Вам осмотрительнее и не читать многочисленные сомнительные публикации имеющие место на просторах интернета.
P.S. Всё вышесказанное относится в равной степени к медицинским работникам.
Приложение: список нормативных актов.